воскресенье, 19 августа 2018 г.

Моя мама…народный врач-педиатр



На этом снимке моей маме всего шестнадцать лет. Она выросла в глухой деревушке в Чувашии, в которой не было даже школы. Приходилось ходить в восьмилетнюю школу в соседнюю деревню, отстоявшую от наших Комар, так называется мамина деревня, на расстоянии около пяти километров.
В любую погоду маленькая Зина бежала в школу. Летом чаще всего пешком, а зимой, и в холод, и в пургу, бежала на лыжах.  У нее была цель — стать детским врачом. А наказал маме стать доктором  перед своим уходом на войну ее отец. К сожалению, дедушка в 1942 году погиб при защите города Ленинград.

В 1945 году мама поступила в Казанский медицинский институт на факультет педиатрии. Ей было  всего семнадцать лет. У моей бабушки Зина была единственной дочкой. Скрывая от дочери слезы, она собрала ей нехитрые пожитки, немного продуктов на первое время, так как денег не было и отправила в далекую Казань.
Как мама жила все эти пять лет обучения даже представить трудно. Стипендия была очень мала, и маме приходилось чуть ли не каждый месяц сдавать кровь. За кровь давали денежки. В результате, к концу обучения  у нее  упало зрение и продолжало падать на протяжении всей жизни. Я помню маму только в очках от близорукости с довольно толстыми стеклами.
В 1950 году маму направили в Красноармейский район Чувашии в районную больницу. Кем она только не была: и акушером-гинекологом, и хирургом, и терапевтом и, конечно же, детским доктором — педиатром. Очень быстро маму назначили главным врачом районной больницы. Там же в Красноармейске, она познакомилась с моим папой, бывшим военным летчиком и  вышла  за него замуж.
Мой папа закончил воевать в 1944 году, его сбили над Прагой. Он летал на штурмовиках, им с пилотом удалось катапультироваться. Папа остался инвалидом третьей группы, так как лишился пальцев на левой руке. Папа был коммунистом и в дальнейшем посвятил себя партийной работе.
Я родилась в небольшом городке Шумерля Чувашской Республики. Наша семья переехала в этот город, чтобы быть поближе к моей бабушке, которая могла помочь ухаживать за мной. В те времена отпусков по уходу за ребенком не давали, только больничный лист по родам. Поэтому, несмотря на хорошие профессиональные перспективы, мама решила начать все заново с рядового педиатра.
В этом городке маму в дальнейшем знали очень многие. В течение двадцати лет она вылечила много поколений детей, а некоторых спасла от смерти.  Моя мама…народный врач — педиатр. Так ее называли все.  Мама была великолепным диагностом. Если другие врачи затруднялись поставить диагноз, приглашали маму и она , только ей известными способами, то ли чутьем, то ли интуицией, то ли большим опытом, но всегда определяла истинную причину заболевания. Многие годы мама была главным педиатром города Шумерля. Ее приглашали  и в другие города, даже в Москву, но она была единственной дочкой и не хотела уезжать далеко от своей стареющей мамы.
Бежали годы и вот уже я в шестнадцать лет покинула отчий дом, поступив учиться в Чувашский государственный  университет в городе Чебоксары. И мама решила переехать вслед за мной. И снова начать все сначала  - рядовым  педиатром.  Очень быстро ее поставили заведующей неврологическим отделением республиканской детской больницы.  Более тяжелого отделения я не видела или не знала о других. Дети, болеющие такими страшными заболеваниями как  церебральный паралич, другими не менее тяжкими заболеваниями, нуждались в самоотверженном труде всего  коллектива отделения. Мама буквально переселилась в больницу.
 Помню как мама, придя с работы, садилась на диван и долго смотрела в одну точку, просила не трогать ее и не  разговаривать. Это означало одно — кто-то из ее маленьких пациентов умер. Через час мама сидела  обложившись книгами и мучительно пыталась понять, что же еще могли бы они сделать для ребенка и не сделали.
 Кстати, мама была очень властной, строгой ко всем, кроме своих маленьких пациентов и моего брата, которого она родила через шесть лет после моего рождения. Однажды, чуть его не потеряв в самом начале жизни, мама не могла ему ни в чем отказать.
Врач высшей категории, народный врач- педиатр, как о ней писали в прессе, завершила свой трудовой путь в 70 лет. И еще долгие годы давала консультации по телефону.
Интересно, но мы с мамой родились в один день, только в разные годы, она в год Дракона, а я в год Кролика (кота). И характеры у нас совершенно разные. Но в одном мы совершенно одинаковые — в отношении к работе, и не важно, что у нас разные профессии!
Вот уже десять лет, как мамы нет с нами. Папа ушел намного раньше. Очень тяжело чувствовать себя крайней, то есть самой старшей в роду. Когда некому пожаловаться, прижаться головой к плечу и почувствовать себя маленькой девочкой. Берегите своих родителей, несмотря на то, что многое в этой жизни, к сожалению, от нас не зависит.


Комментариев нет:

Отправить комментарий